Департамент образования Орловской области
Управление образования администрации Глазуновского района
МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа
OBR57.ru

Доступная среда

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

1. Приказ Минобрнауки №1598 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

2. Приказ Минобрнауки №1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

3. Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. n 26 Об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

4. Приказ Департамента Орловской области №1096 от 16.10.2015 "«Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в образовательных организациях Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы»"

5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 7 августа 2018 года N 05-283
Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении

6. Письмо Минпросвещения России от 13.06.2019 N ТС-1391/07 "Об организации образования учащихся на дому"

7. Приказ "Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ)  в МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

8. План-график мероприятий в МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в школе

9. Анкета руководителя по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

10. Паспорт доступности для инвалидов объекта МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 в МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа

Общие сведения об организация доступной среды

Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ребенку устанавливает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия: БУОО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Орловский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г.Орёл, 302043, ул. Автовокзальная, 22. Тел/факс (486-2) 77-22-97.)

Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза).

  • рекомендациях ПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ).

МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.

С учетом данных заключений (рекомендаций) школа организует обучение данных категорий обучающихся.

  • соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ определяются следующие категории таких обучающихся:

- глухие

- слабослышащие и позднооглохшие - слепые

- слабовидящие

- с ТНР (тяжелое нарушение речи)

- с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)

- с ЗПР (задержка психического развития)

- с РАС (расстройство аутистического спектра).

             Содержание и организацию образовательной деятельности на различных уровнях общего образования определяет Адаптированная основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования (АООП НОО, АООП ООО, АООП СОО) для каждой категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

       Модель предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ в МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа:

Модель инклюзивного образования организуется на всех уровнях общего образования, предусматривает:

  • обучение совместно с обучающимися без ограничений по здоровью,
  • обучение классе АООП;
  • обучение по индивидуальным образовательным программам, в том числе на дому. Предусмотрена возможность перехода учащихся с ОВЗ с одного варианта АООП на другой.

Контингент обучающихся с ОВЗ

МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа

На уровне начального общего образования

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, вариант 5.1.) –  1 обучающихся,
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, вариант 5.2) – 0 обучающийся,
  • задержкой психического развития (ЗПР, вариант 7.1) – 3 обучающихся,
  • задержкой психического развития (ЗПР, вариант 7.2) – 2 обучающихся,
  • умственной отсталостью (вариант 8.2) – 1 обучающийся,
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) 1 обучающийся,
  • умственной отсталостью (вариант 8.1) – 3 обучающихся.

на уровне основного общего образования

  • обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) – 10 обучающихся,
  • обучающиеся с умственной отсталостью (вариант 8.1) – 11 обучающихся,
  • обучающиеся с умственной отсталостью (вариант 8.2) – 1 обучающихся,
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, вариант 5.1.) –  2 обучающихся,
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, вариант 5.2) – 1 обучающийся,
  • слабовидящие – 1 обучающийся.

Имеющие статус ребёнок-инвалид - 7 обучающихся

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта

    В образовательном процессе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов используются учебные кабинеты и помещения школы.

    Создана необходимая архитектурная среда, необходимые технические средства комфортной доступности к образованию:

- демонтирование дверных порогов; нанесение латеральной разметки;

- соответствующим образом переоборудование раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога.

Для    специалистов,    реализующих     программы    коррекционной    работы     и осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение есть специально оборудованные помещения.

Библиотека (ШИБЦ)

  Библиотека – это школьный информационно-библиотечный центр школы, который обеспечивает информационно-библиотечное сопровождение реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программ школы, а также организацию комплексного информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  Имеются печатные издания, периодическая литература, методические пособия, выход в интернет. Заведующая библиотекой оказывает поддержку (консультативной, практической, индивидуальной, групповой, массовой) пользователям ШИБЦ в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности.

  • библиотеке имеется читальный зал на 20 мест. Регулярно на базе библиотеки организуются библиотечные уроки для учащихся школы, беседы, лекции.

Книжный фонд школьной библиотеки – 24797 экз., из них

Учебники  – 9525

Методическая  литература – 1175

Научно-познавательная – 2405

Художественная – 11192

Справочная – 500

Электронные пособия – 271

Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами

и лицами с ограниченными возможностями здоровья

                    На уровне начального общего образования:

- адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2),

адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1),

адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2),

адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с синдромом Дауна (вариант 8.2).

На уровне основного общего образования:

адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР,

адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью,

- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся слабовидящих.

  Для обучающихся с ОВЗ при реализации АООП обеспечиваются в рамках внеурочной деятельности реализуется коррекционно-развивающая область не менее 5 часов в зависимости от варианта АООП.

  Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.

  Занятия проводят учителя и специалисты школы (учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог).

  На постоянной основе работает школьный психолого-педагогический консилиум (ППк), который является основным механизмом взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Персональный состав которого ежегодно утверждается приказом директора школы.

  Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений обеспечивается наличием необходимых специалистов:

  • учитель-логопед,
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог,
  • учитель-дефектолог.

 

Информация о наличии и использовании оборудования

по программе «Доступная среда»

Наименование оборудования

Количество

Где расположено

Как используется

1

Интерактивный комплекс

( проектор, интерактивная доска с

программным обеспечением

«Логопедия»)

1

Проектор и

интерактивная

доска на 2 этаже в

кабинете

начальных

классов

В 1 смену используется

учителем начальных классов

Во 2 смену логопедом

2

Портативный компьютер

AguariusCmpNS735 с программным

обеспечением «Логопедия»

1

Ноутбук-

в кабинете логопеда

Учителем-логопедом

ежедневно на занятиях.

3

Комплектация к логопедическому

обследованию

(СD, методическое пособие,

руководство пользователя ,

микрофон, набор методических

материалов: секундомер, цветные

кубики, куколка-2, шарик, машинка,

пенал, линейка, указка, цветные

карандаши, альбомы №1,№2,№3,

комплект листов с графическими

заданиями – 3 листа)

1

В кабинете учителя-

логопеда

Учителем-логопедом

ежедневно на занятиях.

4

Комплект к латеральному

обследованию латерального

профиля (CD «Исследование

индивидуального латерального

профиля» программное обеспечение,

методическое руководство,

методическое пособие)

1

У педагога-

психолога

Педагогом-психологом на занятиях

5

CD «Диагностика школьной адаптации новая версия»,

«Диагностика умственного

развития» школьника»

2

У педагога- психолога

Педагогом-психологом на занятиях

6

Образовательно-профилактическая

программа «Волна» (программное

обеспечение, методическое пособие,

обучение диафрагмальному

дыханию, руководство пользователя,

учебно-методические пособия для

работы с детьми – 3 штуки,

индикатор компьютерный «Волна-

03»)

1

В кабинете учителя- логопеда

Используется логопедами

для работы с логопатами,

психологом по работе с

гиперактивными детьми.

 

 

 

7

Моноблок 21.5 ICLS222.Mi  с программным обеспечением

ИБП (источник бесперебойного

питания)

3

 

Используется  на уроках ежедневно

Там же, где и

моноблоки

Как ИБП для моноблока

8

Парта CH-37.02.02 для детей с ДЦП

и детей инвалидов с регулировкой

уровня высоты

      8

В кабинете

старших классов

для 8 класса АООП

Как обычная школьная

парта

9

Стол обеденный  для детей ДЦП и

детей инвалидов с регулировкой

уровня высоты

      1

В кабинете, где

обучается

обучающийся с

НОДА

Как обычная школьная

парта

10

Стул школьный регулируемый

      9

В кабинете

старших классов

Как обычный стул к

школьной парте

11

Лампа настольная

     3

В библиотеке в

читальном зале

Используется при чтении в

читальном зале библиотеки

учащимися с ослабленным

зрением

12

Устройство для подъема и

перемещения инвалидов Т09

RobyStandardVimecS.r.I, Италия

     1

В кабинете

заместителя

директора

Не используется.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание

   В МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа создана необходимая архитектурная среда и проведено обеспечение техническими средствами комфортной доступности к образованию:

- установка наружных пандусов, демонтаж порогов, замена напольных покрытий,

 - замена входной группы дверей,

- нанесение латеральной разметки,

- оборудование специализированных санитарно-гигиенических помещений,

- приобретение подъемных устройств.

    Для граждан, передвигающихся на колясках, и граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделены специальные участки. Для граждан с нарушениями слуха, зрения и умственного развития обеспечена условная доступность объекта, помощь сотрудника организации на объекте.

   Согласно Паспорту доступности объекта состояние доступности основных структурно-функциональных зон (территория, прилегающая к зданию, вход в здание, санитарно-гигиенические помещение и другие) - доступно частично всем.

Создание архитектурной среды

в рамках государственной программы «Доступная среда»

1.Устройство пандусов (наружных)

 

2. Замена напольных покрытий. Латеральная разметка.

 

3. Оборудование санитарно-гигиенических помещений

  1. Наличие подъёмных устройств

Специальные условия питания обучающихся

Питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется в столовой (156 мест), имеется буфет. Обучающиеся ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды обеспечиваются бесплатным горячим питанием.

Имеется специальная мебель - стол обеденный для детей ДЦП и детей инвалидов с регулировкой уровня высоты.

Специальные условия охраны здоровья обучающихся

   Учебная, внеучебная нагрузки, режим и расписание учебных занятий и продолжительности каникул, условия обучения соответствую требованиям Санитарных норм и правил для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   Обучение организовано в 1 смену, максимальная учебная нагрузка не превышает допустимую. Расписание уроков соответствует установленным требованиям, продолжительность урока – 45 минут, за исключением первого класса (1 полугодие). Три перемены по 20 минут позволяли организовать питание учащихся. После перерыва не менее 30 минут организована внеурочная деятельность, включая занятия коррекционно-развивающей области.

   Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, в том числе использование здоровьесберегающих технологий, для занятия ими физической культурой и спортом. В рамках плана воспитательной работы ведется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.

   Ведется работа по профилактике и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

    Педагогические работников обучены навыкам оказания первой помощи.

 При реализации образовательных программ созданы условия для наблюдения за состоянием здоровья обучающихся.

      Обеспечено прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации на договорной основе с БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ».

   Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе ведется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 (ред. от 01.07.2019) "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 N 48372).

   Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, организуется обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

 

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям

   Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

   МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа  в 2020 году стала участником федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в рамках которого проводится оборудование кабинета по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». В Центре  имеется современное оборудование, которое даст возможность увлекательно изучать основы 3D – моделирования, 3D – печати, основы робототехники, научиться управлять квадрокоптером, а также, оказывать первую медицинскую помощь на манекенах-тренажерах. Новый, просторный кабинет включает шахматную гостиную и медиазону для фото- и видеосъёмки, а также имеется зона для отдыха и общения.

   Все учебные, в том числе и специальные кабинеты, и административные кабинеты подключены к Интернету (скорость 50 Мб в секунду). Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации.

   МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа имеет постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация об основных направлениях деятельности учреждения; о педагогических работниках; документах по организации образовательного процесса и др., имеется версия для слабовидящих.

 

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы для обучающихся с ОВЗ

 

  • «Российская электронная школа».
  • «Московская электронная школа»
  • Телеканал Мособртв – первое познавательное телевидение
  • Портал «Билет в будущее»
  • Ресурс Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
  • Сервис «Яндекс. Учебник»
  • Платформа «Учи.ру»
  • Платформа новой школы
  • Издательство «Просвещение» - электронная версия учебно-методических комплексов
  • Система «Маркетплейс образовательных услуг»
  • Онлайн-платформа «Мои достижения»
  • «Олимпиум» платформа для проведения олимпиад и курсов
  • Проект «Урок цифры»
  • Платформа «Сириус. Онлайн»

 

Порталы по подготовке к экзаменам для обучающихся с ОВЗ

 

  1. класс

«Федеральный институт педагогических измерений» Открытый банк заданий ЕГЭ Демоверсии ГВЭ-11

  1. класс

«Федеральный институт педагогических измерений» Открытый банк заданий ОГЭ Демоверсии ГВЭ-9

 

Федеральные образовательные сайты

 

Сайт Министерство науки и высшего образования Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Региональные образовательные сайты

Образовательный портал Орловской области Региональный центр оценки качества образования Сайт Института развития образования

 

Образовательные ресурсы

Российское образование. Федеральный портал. Портал «Образование на Русском» Портал «Открытое образование»

Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Электронная библиотека «Единое окно к образовательным ресурсам»

 

Ресурсы по ФГОС

Московская электронная школа

Учи.ру

АРЗАМАС

Портал «Открытое образование»

 

Образовательные интернет-порталы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральный портал "Российское образование"

Официальный информационный портал единого государственного экзамена Каталог учебных изданий

Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы

Математика в школе

Портал "Музеи России"

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.