Неделя русского языка
05.12.2023
В период с 20 ноября по 28 ноября в начальной школе была проведена предметная Неделя русского языка.
Мероприятия соответствовали возрастным особенностям и интересам обучащихся. Предметная неделя предусматривала формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка, внеурочной деятельности. При проведении учитывались возрастные особенности школьников, индивидуальные склонности и способности.
Основная цель – повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний, а также выработки самодисциплины и самоорганизации, создания праздничной творческой атмосферы.
Предметная неделя началась с проведения школьной Олимпиады по русскому языку среди 2-3-их классов. Обучающиеся выполняли различные задания повышенного уровня по программе русского языка.
На следующий день был проведён конкурс «Лучший каллиграф». Жюри оценивало каллиграфию, грамотность, аккуратность ведения тетрадей по русскому языку.
В течение недели на занятиях внеурочной деятельности учителя проводили интересные конкурсы и викторины, турниры знатоков русского языка.
Так в 1 «А» классе (учитель Савостикова В.Д) проводилась игра-путешествие «Загадочные буквы», которые были похищены злой колдуньей ее из Буквограда. Дети освобождают буквы, выполняя все задания ее.
Обучающиеся 1 «Б» ( учитель Мерцалова Н.В) класса в рамках предметной недели русского языка приняли участие в конкурсе «Волшебные буквы». Конкурсные работы предполагали выполнение обучающимися индивидуальных проектов «Живая Азбука». Детям необходимо было представить первую букву своего имени в необычном виде. Все работы получились очень интересными и разнообразными.
Во вторых классах педагогами Петрушиной Н.И., Доронкиной О.Е. был проведён конкурс «Весёлая грамматика». Дети с удовольствием в игровой форме путешествовали по станциям «Грамотеи», «Умники и умницы», «Смекалистые», выполняя творческие задания по русскому языку. Конкурс прошел в дружественной атмосфере.
Не менее увлекательно и творчески подошли к конкурсу «Загадки» учителя третьих классов.
Загадка-это интересная головоломка, которая развивает логику, фантазию, внимательность. Не зря все так любят этот жанр с самого детства. С учениками 3 "А" класса (учитель Сентябрёва О.А.) было проведено мероприятие "Конкурс загадок". Дети услышали рассказ о том, что первые загадки появились очень давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Это были весёлые загадки, обманки, "Вопросилкин", "Почемучкин" и "Задавалкин". Учитель Фомина Н.В. в 3 «В» классе провела конкурс загадок русского языка. Игровой конкурс прошёл с самыми тёплыми эмоциями.
В 3 «Б» классе Кобозова Н.А. организовала «Турнир знатоков русского языка». В задачи турнира входило проверить знания обучающихся по русскому языку в игровой форме; формировать положительную мотивацию в изучении предмета, воспитание любви к родному языку.
В 4 «А» классе «Турнир знатоков русского языка» проходил в форме путешествия по станциям. Станции «Вопрос ответ», «Знатоки словарных слов», «Ребусы», «Собери пословицу», «Знаешь ли ты пословицы», «Что это?», « Вычислительный», «Капитаны , вперед».
Гулина И.И. совместно с работниками районной библиотеки провели в 4 «Б» классе урок - игру " Знатоки русского языка". В ходе урока детям предлагались различные формы работы: викторина, загадки, сканворды. В классе была организована выставка. Ученики разделились на две команды. Соревновательный характер работы добавил уроку живости и способствовал формированию интереса к предмету.
В 4 В классе Тюриной Е.М. было проведено мероприятие «Знатоки русского языка». Целью данного мероприятия является - проверить знания обучающихся по русскому языку в игровой форме; формировать положительную мотивацию изучения предмета, воспитание любви к родному языку. В мероприятии было 6 туров: Разминочный, Орфографический, Лексический, Фонетический, Морфологический, Сообразительный. Каждый тур сопровождался интересными заданиями. Дети с большим удовольствием и азартом выполняли каждое предложенное задание. В заключении выяснили, что в русском языке еще много тайн, которые нам предстоит разгадать.
В завершающий день Недели русского языка Кобозова Н.А. провела мастер- класс с коллегами, показав приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Цель данного мастер - класса: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.
Мастер- класс был проведен с учителями начальных классов без участия детей. Занятие проходило в организованной и доброжелательной обстановке. Мастер - класс включал три этапа: введение в тему, основная часть (приёмы), само занятие. Приемы, представленные в данном мастер-классе в форме презентации, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Они меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. На занятии слушатели формировали умения работать с таким литературным жанром, как басня, определяли основные признаки басни, находили литературные приёмы, использовали различные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), работали в парах. На занятии были использованы приёмы: «Группировка» (классификация предметов по неизвестному признаку), «Инсерт» (модификация), «Лесенка успеха», «Кластер», игра «Аллегория», «Верно-Неверно». На этапе рефлексии участники мастер-класса оценили результат своей учебной деятельности, поднялись на верхнюю ступеньку нашей лесенки. Педагогами общались легко и приятно. Цель занятия была достигнута. Рационально было распределено время между этапами мастер-класса и имели логическую последовательность.
Мерцалова Н.В. обобщила свой накопленный опыт работы по функциональной грамотности в рамках ВУД «Чтение с увлечением».
Можно сделать вывод, что все мероприятия, проводимые в рамках Недели русского языка, были нацелены на работу с учащимися, на развитие творческих способностей и потенциала школьников. Предметная неделя прошла успешно, учащиеся узнали много интересного, познавательного. Педагоги творчески и профессионально отнеслись к проведению всех запланированных мероприятий.
Необходимо и дальше развивать способности учащихся, пробуждать интерес к русскому языку, проводить такие предметные недели. Учащиеся по итогам конкурсных дней будут награждены грамотами.